Русская масленица, деревянный телец и огонь-баба. Часть 2

Словом, места знатные, есть о чем посудачить тем, кто живет здесь сегодня, если наскучит им обсуждать актуальное искусство, процветающее в этих двух деревнях в рамках проекта художника Полисского. Чего только не повидали берега реки Угры за последние десять лет! Толпой сбегали к воде вылепленные мужиками снеговики, боле двух сотен числом; разномастной стаей прилетали сюда деревянные грачи, нарушившие, к слову сказать, своим полетом и сложившиеся столетиями сроки птичьих миграций, и законы гравитации (в параллельном измерении, именуемом искусством, все иначе!). А в прошлом году приплыли сюда ноевы ковчеги, да так и остались стоять на площадке, где обычно и проходит мероприятие. Не запугаешь теперь здешних мужичков — сядут да уплывут…

Февральское «Архстояние» собрало невиданное доселе число народу — со слов очевидца, чудом нашедшего место для парковки, приехало сюда Масленицу попраздновать в высокохудожественной обстановке около 10 тысяч человек. Философская подоплека этого зимнего события была изложена его устроителями: «Действо является продолжением летнего фестиваля «Ноев ковчег», который отвечал идее взаимоотношений человека и природной стихии.

Зимний фестиваль призван осветить идею взаимодействия человека и цивилизации. Актуальность современной ситуации в мире можно обозначить как переломно-переходную. Меняются ориентиры: экономические, социальные, геополитические.

Начинается нечто новое в жизни человечества. Дата проведения фестиваля связана с еще одним событием — праздником Масленицы. Сжигаемое чучело зимы в архаичной русской традиции символизирует уничтожение негативных явлений холодной поры.

Как и великий потоп, огонь связан с последующим зарождением нового жизненного цикла». Неизвестно, что подумали мужички, прочитав это идейное обоснование художественного явления, но в самом явлении участвовали активно. Плодом их деятельности под руководством архитектора Василия Щетинина стал деревянный телец.

Как говорит сам Василий, это их ответ быку с Уолл-стрит (Wall Street Bull), символу агрессивного финансового процветания. Деревянный бык лишен агрессии, он воплощает терпение, близость к корням, сохранность и тыл. Это и корабль-ковчег, готовый спасти в годы потопа (катаклизма), он и смотровая башня, и кормилец, и защитник — недаром венчают скульптуру мощные позолоченные рога. Еще один масленичный проект «Огонь-баба» создан архитектором Константином Лариным и журналом DOMUS.

Задумывалась баба как существо праздничное, радостное — символ проводов зимы. На деле так оно и вышло, особенно это прочувствовали те, кто не поленился несколько раз подряд исчезнуть у нее под подолом и появиться потом на верхушке горки, откуда им предстояло весело скатиться вниз — в лучших русских традициях. «Баба», масштабная, как все русское, вместительная, огромная, послужила и еще одной традиции, а именно разжиганию костра.

В финале праздника ее сожгли, порадовавшись ярким языкам высокого пламени. А вот акция «Жена Ноя», разработанная архитектурным бюро «Рождественка», прошла не совсем так, как задумывали художники.

По их планам большая полиэтиленовая скульптура жены Ноя должна была подняться в небо, а затем распасться на множество различных стилизованных пар людей и зверушек. Такова задуманная интерпретация библейского сюжета применительно к традиционному русскому празднику Масленицы, пришедшему еще из языческой культуры. Однако что-то не сработало в механизме, запускающем распад бабы, и стилизованные парочки так и не появились на свет.

Однако полет библейской женщины все же имел место быть и сам по себе народ порадовал.

Комментарии закрыты